№5.2 Письма из 41-го. Московское ополчение

№5.2 Письма из 41-го. Московское ополчение

  • 17.08.2022

ИГОРЬ МЕЛИКОВ, ЮРИЙ ЯНОВСКИЙ, сыновья московских ополченцев

Эта статья - продолжение цикла статей. Предыдущая статья


ЭПИЛОГ-РЕКВИЕМ…

ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ МЕЛИКОВ.

2-я дивизия народного ополчения Сталинского района Москвы.

…На этом переписка между супругами прервалась. В начале октября 1941 года 1284 полк в составе 2-й Стрелковой дивизии, согласно воспоминаниям её командира генерала В.Р. Вашкевича, занимал позиции на восточном берегу Днепра. В последующие дни, во время проведения противником операции «Тайфун», этот полк к утру 11 октября был оставлен на реке Вязьме в распоряжении командующего 19-й армией для прикрытия её прорыва на восток. Только небольшой части полка во главе с его командиром Герасимовым Николаем Николаевичем удалось выйти из окружения и присоединиться к своим войскам. Среди них В.А. Меликова не было… К сожалению, никаких других сведений или упоминаний о Герасимове Н.Н. в послевоенной жизни нет, краеведы и потомки ополченцев поиск его не вели. А ведь он, после выхода из окружения, судя по наградам, достойно воевал и получал повышения в должности и звании…

Семья павшего ополченца стала жить втроём. На какие же средства существовали она? За мобилизованным в ополчение лицом сохранялось ежемесячное денежное содержание по последней занимаемой им должности. Поскольку В.А. Меликов ушёл в ополчение с должности главного бухгалтера, выплаты должны были бы составлять около 700 рублей в месяц (точных данных об этом в семье не сохранилось, только упоминание о размере зарплаты в письмах). Такой порядок выплат был отменен с 1 апреля 1942 года Постановлением Государственного Комитета Обороны от 9 апреля 1942 г. № ГОКО 1567с. В последующем семьи ополченцев должны были получать пособия на детей и нетрудоспособных членов семьи, но в существенно меньших, чем бывшая зарплата размерах. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 года «… Если в семье имеется ДВОЕ ДЕТЕЙ, не достигших 16-летнего возраста, при одном трудоспособном, пособие выдается в размере 100 рублей в месяц в городе…».

Только 23 октября 1944 года Меликова Л.Н. получила из РВК Ленинского района Москвы Извещение о том, что её муж, Меликов Владимир Александрович, находясь на фронте, пропал без вести в ноябре 1941 года. Извещение служило основанием для возбуждения ходатайства о пенсии. Пособие семье на двух детей было назначено в сумме 180 рублей задним числом с 1 ноября 1943 года по 4 сентября 1949 года, до достижения старшим сыном возраста 16 лет.

Этими деньгами оплачивались продукты, выдаваемые по карточкам, на двух малолетних детей по нормам, приведенным в таблице. Покупать продукты в появившихся в то время коммерческих магазинах и на рынке семье ополченца, как и всем обычным жителям Москвы, было не по карману – цены там превышали государственные в 20 – 40 раз. А ведь, кроме продуктов, нужно было покупать и дрова, и керосин…

Счастливый случай встречи с детским врачом Розой Соломоновной Длугач, пришедшей к заболевшему ребёнку на дом из поликлиники и проявившей сочувствие к безденежному положению семьи, позволил матери получить работу медицинской сестры в поликлинике и школе. Медсестре были положены карточки группы высшей категории снабжения рабочих и инженерно-технических работников. Вечная благодарность и память доброму человеку! (Пытался хоть что-то узнать о Р.С. Длугач в архиве, но срок на «рассекречивание» личных сведений ещё не подошёл…).

Как удалось матери двух малолетних сыновей выжить самой и сохранить жизни своим детям в военное и послевоенное время трудно представить. Об этом старший сын Юрий Владимирович написал в своих воспоминаниях, опубликованных в 2018 году в книге «Ополченье, где ты, отзовись!...1941».

О таких условиях жизни ополченческих семей, да и всего населения, в военное время хотелось бы напомнить ныне живущим…

Жили трудно. Запомнилась постоянная забота мамы перехватить у кого-либо денег в долг для отдачи прежних долгов и пропитания семьи. Она сохранила нас-детей, дала высшее образование сыновьям, успела увидеть и понянчить внуков. В редкие встречи с обоими сыновьями, а уж в день именин 30 сентября почти всегда, на столе были горячие пироги… Умерла мама в 1981 году, ей было 79 лет. Вечная ей память.

Память о павших и пропавших без вести ополченцах 2-й СД (бывшей 2-й Дивизии народного ополчения Сталинского района Москвы) благодаря стараниям выживших ветеранов дивизии увековечена Мемориалом в районе села Богородицкое Вяземского района Смоленской области, откуда в октябре 1941 года уходили на прорыв из окружения вместе с другими частями и воины-ополченцы 1282 и 1286 стрелковых полков 2-й СД. Однако до недавнего времени место последнего боя 1284 полка (в котором служил В.А. Меликов) даже не было отмечено каким-либо памятным знаком.

Но вот 6 мая 2016 года поисковая группа «Победа», город Балашиха Московской области, командир Владимир Шульга, у деревни Бухоново (ныне не существующей) в память бойцов этого полка, в том числе и ополченцев-земляков из Балашихинского батальона, своими силами установила Памятный Поклонный крест. На месте последнего рубежа, который занимали воины 1284 полка 2-й сд, оставленные здесь для прикрытия прорыва 19-й Армии и двух других полков 2-й сд. В этот же день место поклонения посетили потомки ополченцев 2-й Дивизии народного ополчения, почтив память бойцов 1284 стрелкового полка. 10 сентября того же года отряд разместил на кресте медальоны с фотографиями, в том числе Владимира Александровича Меликова, и списки некоторых пропавших без вести бойцов 1284 полка.

Позднее рядом с Поклонным крестом этой же поисковой группой был создан небольшой мемориал со стеной памяти, на которой родственники павших без вести бойцов 1284 полка и погибших во время войны местных жителей могут размещать памятные медальоны-фотографии своих близких.

Фотографии