Клещенко Василий Петрович

Клещенко Василий Петрович

При выполнении боевой задачи на вертолете Ка-52, в ходе специальной военной операции героически погиб заместитель начальника 344 ГЦБП и ПЛС МО РФ, военный летчик снайпер, полковник Клещенко Василий Петрович.

Клещенко Василий Петрович

Родился 28 октября 1976 г. в с. Ивановка, Ивановского р-на, Амурской обл.. Окончил Уссурийское СВУ в 1993 г., Сызранское ВВАУЛ в 1998 г., ВУНЦ ВВС "ВВА им.профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина в 2010 г.. Военную службу проходил на должностях от лётчика-оператора Ми-24 до зам. начальника ЦБП. Освоил вертолёты Ми-24, Ми-35М, Ми-8, Ми-28Н, Ка-52. Общий налет 2250 часов. Участник б/действий в Республике Таджикистан, в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, в Сирийской АР, в СВО. 

Награждён медалью Нестерова, медалью ордена "За Заслуги перед Отечеством" ll-й степени с мечами, 15 медалями МО РФ. 

Женат. Воспитывал 2 дочерей.


«Я не временщик» - Разговор с командиром воинской части о проблемах черниговского гарнизона

Все как-то руки не доходили взяться за написание материала о проблемах благоустройства черниговского гарнизона – то времени не хватало сконцентрироваться на проблеме, то огромное нежелание вновь браться за тему, которой не видно конца. Дело в том, что окунаться с головой в тематику запущенности дорог гарнизона и многоэтажных домов мне и раньше приходилось. Вот только проку было мало – не решались вопросы ни с «убитыми» дорогами, ни с заросшими пустырями, когда-то называвшимися парками и стадионами, ни с капитальным ремонтом протекающих кровель гарнизоновских пятиэтажек. Не решались вопросы по причине отсутствия в военном городке настоящего хозяина, которому были бы небезразличны насущные проблемы жителей гарнизона. И вот радостная новость – такой хозяин появился. За короткий срок своей деятельности в должности командира 575-й авиационной базы армейской авиации этот человек успел частично благоустроить дорогу во вверенном ему военном городке, установить непосредственно на его территории автобусную остановку и наметить немало других планов, которым, я думаю, с таким командованием предстоит сбыться. Знакомьтесь: командир 575-й авиационной базы подполковник Василий Петрович Клещенко – человек неравнодушный, принципиальный и, как он сам отзывается о себе, «не временщик». 

- Откуда прибыл к нам такой бравый командир?

- Из Хабаровска. Именно в этом городе я крайний раз проходил службу в должности заместителя командира авиационной базы.  

- А если коротко о послужном списке? 

- Я начинал службу с Уссурийского суворовского военного училища… 

- Так Вы наш, местный?! 

- Я дальневосточник, уроженец Амурской области, где до сих пор живут мои родители. На малой родине, в небо которой частенько поднимались вертолеты, у меня и родилась мечта – стать  летчиком. Хоть мама и была против моей идеи поступить в военное училище, но я настоял на своем и после окончания суворовского училища поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков. После его окончания волей судьбы вернулся домой – в родное село Среднебелое Амурской области, где до 2009 года базировалась вертолетная часть. Десять лет службы на родине, затем учеба в Монинской военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина, после три года службы в прославленном 344-м Центре боевой подготовки и переучивания летного состава в городе Торжке Тверской области, где я дослужился до начальника отдела исследовательского боевого применения и тактики действий боевых вертолетов. Как раз в мою бытность и поступили образцы новой техники, на которой мы сегодня имеем возможность  подниматься в черниговское небо. А затем вышестоящее руководство предложило мне дальнейшую службу на Дальнем Востоке. 

- Обычно все рвутся служить в западную часть России, а Вы – на Дальний Восток. 

- Я единственный сын у своих родителей. Кому, как не мне, беречь их старость. Хочется, чтобы родители пожили подольше, чтобы внучек видели почаще. К тому же у моей супруги все родственные корни на Дальнем Востоке. 

- Василий Петрович, как Вам Черниговка? 

- В Черниговке я бывал, когда носил лейтенантские погоны, не один раз прилетал в здешние края в командировку. Впечатления?.. Впечатления разные. Если откровенно, то в отношении быта в черниговском гарнизоне стало только хуже. Единственное, что с той поры изменилось – воду в военном городке стали давать круглосуточно, а не как в былые годы – по расписанию… А вообще я родился в селе, мне сельская жизнь хорошо знакома и близка, потому и Черниговка пришлась по душе. 

- По Вашему мнению, каким должен быть статус черниговского военного гарнизона – открытым или закрытым? 

- Закрытым. На мой взгляд, в военном городке и жить должны военные, и следить за порядком в гарнизоне обязаны военнослужащие. А на деле в военном гарнизоне хоть и живут большей частью люди служивые, зато за его благоустройством следят люди, сторонние от военной службы. Исходя из реалий сегодняшнего дня, два таких серьезных «живых организма», как вертолетная авиабаза и штурмовой полк, целесообразнее сделать закрытыми. 

- Василий Петрович, Вы, как командир части, за столь короткий срок службы в здешних местах успели зарекомендовать себя с наилучшей стороны: жители гарнизона отзываются о Вас только положительно, радуются изменениям, которые пришли вслед за Вашим назначением…  

- Вы о ремонте дороги? Я не хочу, чтобы все заслуги люди приписывали мне. Я лишь забочусь о своих подчиненных и их семьях, забочусь  как командир, как старший военного городка. Это вполне естественно, что я пытаюсь что-то сделать для благоустройства жизни людей. Но мои попытки вряд ли удались бы без действенной помощи нашего вышестоящего руководства – замечательного командующего генерал-майора Александра Юрьевича Татаренко. Он вник в проблему и утвердил ту схему, по которой началась укладка бетонных плит в нашем городке. Так что моих заслуг в этом деле самая малость. 

- Не скромничайте, Василий Петрович. Лучше поделитесь с читателями Вашими попытками благоустроить военный городок. 

- Это не скромность, это констатация факта. В благоустройстве городка участвует и мое вышестоящее начальство, и весь личный состав авиационной базы. Хорошо, когда есть на кого рассчитывать. Вместе с сослуживцами я планирую построить рядом с военной частью автостоянку и новый контрольно-пропускной пункт. Также хочется построить теплую раздевалку для любителей зимних игр, ведь хоккейная площадка у гарнизона уже есть в наличии. А спорт нужно любить, уважать и продвигать в массы.  

- Позвольте и мне, Василий Петрович, констатировать факт: до Вас проблемы гарнизона мало кого интересовали из поставленного здесь начальства. По этой причине жители городка особенно рады тому, что у воинской части наконец появился настоящий хозяин. 

- Спасибо. Людям, живущим здесь не один год, наверное, со стороны виднее… Но, думаю, не стоит ругать бывшее руководство гарнизона. Мы ведь люди военные и наша главная задача – повышать свой профессиональный уровень, заниматься боевой подготовкой, а не решать бытовые проблемы, которые с некоторых пор переложены с плеч военной государственной структуры на плечи частных гражданских предприятий. Вот эти сторонние частные организации и обязаны  заниматься покосом травы на территории гарнизона, а также благоустройством его жилого фонда. 

- Василий Петрович, а почему в советское время наши военные успевали и заниматься боевой подготовкой, и следить за чистотой военного городка?  

- Согласен, в большинстве своем гарнизоны советского времени были более ухоженными, чем современные военные городки, потому что их благоустройством занимались военные. Сегодня же вопрос с благоустройством гарнизона решается иначе, через аутсорсинг. Со своей стороны, я, как заинтересованное лицо, стараюсь добиться от руководства частного предприятия, занимающегося благоустройством территорий черниговского гарнизона, исполнения контрактов и договорных обязательств. Но мои старания чаще всего не приносят результата, потому что не всегда получается до нужных людей дозвониться и потому конкретных дел  добиться. Однако это не дает мне права задействовать  личный состав военного гарнизона в решении вопросов его благоустройства. Еще раз повторю: наша задача – повышать боеготовность авиационной базы и защищать Дальневосточные рубежи.

- Василий Петрович, Вы, как командир части, обязаны контролировать процесс исполнения договорных обязательств аутсорсинговой компании. Вы обещаете сделать все возможное со своей стороны, чтобы черниговский военный городок стал чище и благоустроеннее? 

- Я не люблю обещать, я люблю заниматься конкретными делами. Готов с вами встретиться через год и ответить на ваши вопросы, касающиеся проблем благоустройства гарнизона. А проблемы будут – их за один год не решить. Но к тому времени будут и решенные задачи – у меня и у моих сподвижников есть настрой заниматься нужными делами. Хочется вывести наш гарнизон на более достойный уровень жизни.   

- Василий Петрович, тогда поговорим о конкретных делах. Я слышала, что рейсовые автобусы будут заезжать в гарнизон. 

- Да, возле магазина «Звездный» будет обустроено кольцевое движение, установлена автобусная остановка. Она необходима для жителей гарнизона, которые ездят на рейсовом автобусе в центр села, к примеру, на работу или в школу.    

- На проложенных бетонных дорогах гарнизона установлены «лежачие полицейские». Так надо? 

- Вы когда заезжали на территорию гарнизона, наверное, видели дорожный знак «Жилая зона», который ограничивает скоростной режим вашего автомобиля до двадцати  километров в час. Некоторые таксисты и военнослужащие не хотят передвигаться по территории части по правилам дорожного движения и позволяют себе сильнее давить на педаль, видя, что дорога стала ровнее. Чтобы обезопасить жителей городка от ДТП, мы провели общественный опрос на тему «Нужны ли на гарнизоновских дорогах противоскоростные барьеры?». Большинство опрошенных дало положительный ответ. 

- В 2015 году отремонтировали часть дорог. Это только начало? 

- Перед вами – схема дорожно-ремонтных работ в гарнизоне. Если все пойдет по плану, то в 2016 году работы по благоустройству гарнизоновских дорог будут продолжены. Зимой личный состав инженерного батальона, который оказывал нам содействие в дорожно-ремонтных работах, убыл в пункт постоянной дислокации для перевода техники на зимнюю эксплуатацию. Поэтому на сегодняшний день масштабные мероприятия по благоустройству местных дорог временно прекращены. 

- Как я вижу, планируется мостить плитами не только основные дороги, но и второстепенные, в том числе и подъезды к многоквартирным домам.  

- Да, планируем. 

- А автомобильную стоянку собираетесь вымостить плитами? 

- Земельный участок, выделенный под стоянку, мы собираемся выровнять, отсыпать и, возможно, уложить теми же плитами. 

- Будет ли решен вопрос по ремонту многоквартирных домов? Наверное, Вы знаете, что кровли многоквартирных домов в гарнизоне требуют срочного капитального ремонта. От быстроты решения вопроса зависит здоровье людей, проживающих в этих домах. 

- Мы не бездействуем. Об этих проблемах знает и наше вышестоящее руководство. Но я уже говорил, что весь жилой фонд военного городка не принадлежит воинской части – с некоторых пор все дома находятся в фонде «Востокрегионжилье», а жилищно-коммунальными проблемами занимаются сторонние организации. 

- Кстати, а Вы-то как устроились? В каких условиях живет Ваша семья? 

- Как только принял должность и переехал в здешние края, получил трехкомнатную квартиру в военном городке. Через две недели перевез в Черниговку семью – жену и двух дочурок… И наша казенная квартира, как и казенные квартиры большинства моих сослуживцев, требует капитального ремонта. Знаю, нужно решать эту проблему – хочется, чтобы люди военные и их семьи жили в достойных условиях и не желали поскорее перевестись в более обустроенную в бытовом плане часть. 

- Одним только желанием делу не поможешь. 

- Российская армия с каждым годом укрепляет свой авторитет и на международной политической арене, и в сознании  простых россиян. Думаю, придет то время, когда и бытовая жизнь военных наладится. Так, на нашей авиационной базе к 2020 году планируется возвести новый жилой комплекс со спортзалом и бассейном. Возможно, планам помешает нынешняя военно-политическая обстановка, и сроки запланированного мероприятия сдвинутся на несколько лет. Но все же рано или поздно грандиозные задумки, я уверен, воплотятся в жизнь. 

- Я понимаю, Вы человек военный: где Родина прикажет, там и будете служить. Но все же! На сколько планируете задержаться в наших краях? 

- Я себя никогда не считал временщиком – временщиком во всех отношениях. Меня так родители воспитали – ко всему относиться ответственно и если что-то начинать делать, то делать на совесть, а если чувствуешь, что не тянешь задуманное мероприятие, то лучше отказаться даже от попытки его начать. Я стараюсь жить и служить по этим принципам… Я не знаю, сколько времени мне предстоит  прослужить в Черниговке – это не от меня зависит. Но командование данной авиационной базой я принял с желанием и потому служу здесь с большим удовольствием.  

Оксана КРАЖАН